ХАМОВНИКИ

Хамовники (Район Комсомольского проспекта) 2[-3195 -2480 -2910 -2180 -2365 -1735 -2165 -1670 -1790 -1955 -1600 -2070 -2070 -2990 -2735 -3045 -2880 -2935 -2980 -2835 -3100 -2575 -3195 -2480]

Хамовники - небольшая территория вдоль Москвы-реки, в восточной части ее глубокой излучины. В древнейшее время здесь проходила дорога из Киева через Смоленск во Владимир. Вероятно, эта дорога определила не только линию Остоженки, но и ее продолжения к югу - известную с XVIIв. улицу Чудовку (ныне начальный участок Комсомольского проспекта). Район входил в загородные земли Москвы, до XVIIв. поселений здесь неизвестно, видимо, место считалось неудобным и опасным из-за близости Крымского брода - одного из путей татарских набегов на Москву. В начале XVIIв. у реки появляется маленькая слобода кремлевского Чудова монастыря, а до 1624г. была поселена Хамовная (ткацкая) слобода (название предположительно произошло от индийского "хаман" - белое хлопчатобумажное полотно). Она сформировала две параллельные Земляному валу улицы. В слободе была построена церковь Николы в Хамовниках. В конце XVIIв. южная, луговая часть района стала заполняться загородными дворами высшей знати, в XVIIIв. они превратились в регулярные увеселительные усадьбы с прудами и каналами, но без значительной застройки. В 1718г. за Хамовной слободой было устроено отделение Московской полотняной мануфактуры, перешедшее в единоличное владение обрусевшего англичанина Джона Томаса - И.П.Тамеса. Против фабрики находилась его усадьба. В начале XIXв. на месте фабрики Тамеса был возведен ансамбль Хамовнических казарм, а в 1810-1820-х гг. перед ним распланирован плац. Дом Тамесов, переделанный для высших офицеров, стали называть "Шефским домом". Дальше от центра города по-прежнему лежали усадебные сады и огороды, крупной застройки в районе не было до конца XIXв. В 1920-е гг. возведен жилой ансамбль нового типа - рабочие кварталы на Усачевке, просторно спланированный, с озелененными дворами. План реконструкции Москвы 1935г. предусмотрел прокладку через Хамовники и Лужники мощной магистрали. К 1958г. по этой линии был застроен Комсомольский проспект, полностью преобразовавший основу планировки района. Несколько ранее многоэтажными домами была застроена Фрунзенская набережная Москвы-реки.


Церковь Николы в Хамовниках Палаты XVIIв. Шефский дом Хамовнические казармы Хамовническая полицейская часть Жилой дом XIXв. Жилой дом XIXв. Усадьба Трубецких Гауптвахта Манеж


Церковь Николы в Хамовниках [ -1965 -2310 ]
420 Церковь Николы в Хамовниках, Тимура Фрунзе ул., д.1.

Существующее здание - результат строительства 1679-1682гг., но посадский храм Тверской-Консантиновской хамовной слободы существовал с 1654г. Традиционная продольно-осевая схема построения - храм - трапезная - колокольня - подчеркивалась первоначально из полной симметрией, трапезная была одной ширины с четвериком церкви. К концу века объем трапезной был увеличен приделом Алексея Митрополита. В 1757г. в северо-восточном углу трапезной устроен придел Дмитрия Ростовского. В конце XVIIIв. к прежде раскрытому арками нижнему ярусу колокольни со всех сторон пристроены небольшие объемы, имеющие характерные для классицизма черты. Церковь сильно пострадала в 1812г., но была вскоре восстановлена. В 1896-1899гг. прежняя каменная ограда XVIIIв. заменена на существующую. Участок ограды перенесен в 1958-1959гг. на новую линию улицы. В 1965г. фасады реставрировались. В 1980-х гг. перед южным фасадом выстроен одноэтажный дом с псевдорусской декорацией. Церковь в основном наследует типичные черты посадского храма XVIIв. Как во многих других храмах того времени, использован прием, известный с XVIв. - пирамидальное завершение ярусами кокошников, причем нижний ряд здесь не отсечен карнизом от плоскости стены. Вертикальная устремленность композиции подчеркивается вытянутыми пропорциями огромных окон, острыми завершениями их наличников, стройными барабанами главок. Храм сохранил подлинный характер раскраски конца XVIIв. - белый фон и ярко красные с зеленым детали.

Можно посмотреть фотографии


Палаты XVIIв. в Хамовной слободе [ -2085 -2260 ]
421 Палаты XVIIв. в Хамовной слободе, Льва Толстого ул., д.10.

Двухэтажное, сложенное из большемерного кирпича здание с подвалом построено в 1680-1690-х гг. вблизи слободской церкви. Основной прямоугольный объем, вынесенный на линию улицы, дополнен выступами со стороны двора. Архитектурная обработка подчеркнуто лаконична. Углы здания и места примыкания поперечной внутренней стены укреплены лопатками. Не имеющие наличников окна и двери утоплены в прямоугольные ниши. Здание неоднократно перестраивалось, декор стесывался, стены покрывались штукатуркой. Памятник выявлен в 1950-х гг. архитектором Р.Подольским. Первоначальный облик зданию был возвращен во время реставрации, осуществленной в 1970-х гг. по проекту И.Казакевич и В.Путятина. На окнах восстановлены решетки, повторяющие первоначальные. В прежних формах восстановлена крутая тесовая кровля.

Можно посмотреть фотографию здания


Шефский дом (Дом И.П. и И.И.Тамесов) [ -2115 -2550 ]
422 Шефский дом (Дом И.П. и И.И.Тамесов), Комсомольский проспект, д.13.

В основе здания находятся палаты начала XVIIIв. - подклетный этаж дома И.П.Тамеса (Дж.Томаса), с 1722г. владельца Хамовнической полотняной мануфактуры. Усадьба прежде принадлежала А.Ф.Лопухину, и после его опалы была пожалована Тамесу Петром I. Описание дома содержится в челобитной вдовы Тамеса примерно 1730г., жаловавшейся на изъятие усадьбы в пользу наследников Лопухина (владение вскоре было возращено Тамесам). Дом представлял собой одноэтажные деревянные хоромы на каменных погребах, с залом в верхнем, мезонинном этаже, стоящее в глубине двора. Существующее здание, выстроенное И.И.Тамесом, сыном первоначального владельца, сохраняет облик эпохи раннего классицизма. Крупный, несколько тяжеловесный объем очень лаконичен, ризалиты едва намечены, контрастно выделяется монументальный, далеко вынесенный колонный ионический портик над центральным подъездом. Характерны для раннего классицизма усложнение стен лопатками и плоскими нишами. Пропорции позже были нарушены прорубленными во фризе окнами третьего этажа. Окна основных этажей также были растесаны. Усадьба была приобретена военным ведомством на рубеже XVIII-XIXвв. и переделан под квартиры высших офицеров и на случай приезда из Петербурга шефа полка, дом стал называться шефским. Многие офицеры, жившие в доме, стали впоследствии декабристами, в квартире обер-квартирмейстера А.Н.Муравьева формировался один из первых декабристских союзов - Военное общество. В наше время здание занимает Союз писателей России.

Можно посмотреть фотографию здания


Хамовнические казармы [ -2375 -2555 ]
423 Хамовнические казармы, Комсомольский проспект, д.10-22.

Выстроены в 1807-1809гг. по проекту Л.И.Руска на территории бывшей полотняной фабрики Тамеса. Казармы предназначались для Астраханского пехотного полка, состоявшего из трех батальонов. Три основных корпуса были выстроены по линии улицы. Нижние этажи отводились для солдат, верхние - для офицеров. По переулку стояли три корпуса по переулку - конюшни и сараи. Два одноэтажных каре по торцам ансамбля предназначались для конюшен и сараев высших офицеров. Через несколько лет перед казармами был разбит плац. В дальнейшем во дворе возводились новые здания, перестраивались и надстраивались корпуса по переулкам. Строгий ансамбль казарм является характерным и значительным памятником зрелого классицизма. Цельности ансамбля способствует единство высоты нижнего этажа - рустованных первых этажей казарм и всего периметра служб. Над ним возвышаются верхние этажи казарм с мощными портиками из четырех пар тосканских колонн. Протяженность портиков увеличена пилястрами у углов ризалитов. Плоскость фасадов подчеркивают гладкие стенки ограды между корпусами, в которых прорезаны широкие полуциркулярные арки ворот.

Можно посмотреть фотографию


Хамовническая полицейская часть [ -2215 -2460 ]
424 Хамовническая полицейская часть, Комсомольский проспект, д.16.

Здание перестроено в 1830-х - начале 1840-х гг. из северо-восточного служебного корпуса Хамовнических казарм. Задняя половина служебного каре, предназначавшегося для сараев и конюшен, ныне полностью перестроена. Двухэтажное П-образное в плане здание с центральным проездом под каланчой (верхний восьмигранный ярус разобран в 1930-х гг.) обработано в позднеклассических формах. Размещение пилястр по углам и по сторонам входов и въездной арки, а также штукатурные наличники характерны для рубежа ампира и эклектики. Большую выразительность придают архитектуре здания крупные белокаменные детали - базы и капители пилястр, широкий гладкий архивольт проезда.

Можно посмотреть фотографию


Жилой дом первой половины XIXв. [ -1955 -1895 ]
425 Жилой дом первой половины XIXв., Зубовский бул., д.15.

Деревянный дом с колонным портиком - одно из наиболее типичный произведений московского ампира - сложился в течение трех периодов строительства. К 1816г. был построен центральный объем без портика и крыльев. Парадный двор фланкировали два флигеля торцами на линию проезда (снесены в начале XXв.), за домом находился сад. К 1830г. появился портик и пристройка у правого торца, а к 1839г. дом получил сохранившийся ныне облик. Монументальность архитектуры здания задана первоначальным лаконичным и укрупненным объемом. Величественный тосканский портик и пониженные крылья создают развернутую пирамидальную композицию главного фасада. Масштаб портика поддержан очень высокими арочными окнами. Садовый фасад с развернутыми в той же плоскости крыльями и горизонталью антресольных окон выглядит более приземистым и растянутым. Сейчас дом находится во дворе многоэтажного дома и практически недоступен для осмотра.


Жилой дом начала XIXв. [ -2115 -1770 ]
426 Жилой дом начала XIXв., Зубовский бул., д.27.

Центральная часть дома выстроена в 1817г. по красной линии усадьбы, большую часть которого занимал сад. В то время дом представлял собой характерный для раннего ампира двухэтажный объем с мезонином и сильно выступающими сзади ризалитами. Стройную компактность фасада подчеркивал тосканский портик, охватывающий по высоте второй этаж и мезонин. К дому примыкали два одноэтажных служебных корпуса. Около 1837г. дом был расширен надстройкой служебных корпусов. Эти объемы, одной высоты с основным зданием, были обработаны как плоские ризалиты. В последней четверти XIXв. владение перешло к Дворцовому ведомству, дом был переделан под квартиры. Существующий облик фасада с мощной дорической колоннадой, возможно, также сложился лишь в это время.

Можно посмотреть фотографию


Усадьба Трубецких [ -2945 -2525 ]
427 Усадьба Трубецких, Усачева ул., д.1-3.

Владение принадлежало князьям Трубецким с начала XVIIIв. Существующую ориентацию усадьба приобрела в конце XVIIIв. Дом и службы были выстроены со стороны Девичьего поля, ставшего ансамблем аристократических загородных дач. Почти вся территория усадьбы занимал парк с прудами. Деревянный главный дом имел открытую террасу на заднем фасаде и прямоугольный бельведер над центром. К 1838г. дом утратил бельведер, исчезли все, кроме одной, беседки по берегам прудов. В 1856г. новый владелец, провизор Р.К.Гентцельт пристроил к дому новые сени, переделал фасады, в службах завел мыловаренную фабрику. Главный дом является одним из самых древних деревянных усадебных домов Москвы. На территории парка (ныне городской детский парк) сохранилась часть прудов, мостики в формах классицизма установлены в наше время.

Можно посмотреть фотографию


Гауптвахта [ -2330 -2675 ]
428 Гауптвахта, Комсомольский проспект, д.19, во дворе.

Выстроена около середины XIXв. Существующее одноэтажное здание сохранило белокаменный карниз и строго прорисованные ампирные тосканские пилястры. Тяжелый колонный портик с несколько иными, неоклассическими модульонами, видимо, пристроен в конце XIXв. Узкие окна камер заложены или растесаны при уничтожении камер.


Манеж [ -2230 -2610 ]
429 Манеж, Комсомольский проспект, д.17, во дворе.

Выстроен около середины XIXв. за пределами ансамбля Хамовнических казарм. Состоял из собственно манежа и двух служебных корпусов, один из которых снесен. Задние дворы замыкало здание конюшни. Первоначальная обработка не сохранилась. Фасад и центральная колоннада выполнены в 1940-х - 1950-х гг. В здании помещается спортивная база ЦСКА.

Hosted by uCoz