РАЙОН АНДРОНИКОВА МОНАСТЫРЯ


Район Спасо-Андроникова монастыря 2[ 2180 455 2950 405 3745 -605 3600 -820 3185 -1635 2480 -1100 2005 -1025 2085 -495 2065 -425 2090 -280 2105 -120 2180 270 2180 455 ]

Заселение района до XVIв. неизвестно. Здесь проходила одна из двух главных дорог во Владимир. В 1360-х гг. у дороги, над Яузой и устьем впадающего в нее ручья основан Андроников монастырь по легенде, митрополитом Алексием после его возвращения из Константинополя. С этим связано название ручья Золотой Рожок. В XVв. лес напротив монастыря перешел к Ивану III, расширявшему свои владения в Воронцове. В XVIв. по Владимирке ходил Иван Грозный в Казанские походы. На дороге образовалась ямская слобода, сначала в селе Рогожа (нынешний Ногинск), затем в Москве у начала дороги. В конце XVIв. Рогожская Ямская слобода располагалась на Николоямской улице, названной по слободской церкви Николы в Ямах (не сохранилась). Быстрое заселение земель за Скородомом после Смутного времени захватило этот район. На правом берегу реки Яузы расположилась Сыромятная слобода Дворцового Конюшенного приказа. Мельничная слобода поместилась ниже, у реки, между ними расселились служилые иноземцы. На левом берегу разрасталась ямская слобода, выстроившая вторую церковь - Сергия в Рогожской. К востоку от Андроникова монастыря стояла принадлежавшая ему "Воронья слобода", отрезок Владимирки поэтому позже назывался Воронья улица (ныне Сергия Радонежского). Южнее дороги разместилась слобода, названная Алексеевской по церкви Алексия. Поселения занимали высокие места. В XVIIIв. каменные дома строились в крупных владениях на главных улицах района. По Яузы располагались фабрики с мостами-плотинами на реке, в том числе фабрика И.М.Полуярославцева с каменными корпусами и мельничной плотиной. В Сыромятниках было много загородных усадеб знатного дворянства с большими садами. Во второй половине XVIIIв. большинство дворянских усадеб на Николоямской и в Сыромятниках перешло к крупному купечеству, строились новые каменные дома. Площадка перед монастырем стала торговой площадью, каменные лавки, лабазы, постоялые дворы строились по Вороньей улице. Ямская слобода, сплошь деревянная, находившаяся теперь к югу от Николоямской, выгорела в 1772г., в 1794г. получила свою окончательную планировку с прямоугольной сеткой кварталов. Она включала значительные градостроительные композиции. Особую роль в жизни района, видимо, играло большое количество старообрядцев среди населения, в том числе таких крупных, как Морозовы. В этом районе образовался свой излюбленный архитектурный мотив - стрельчатые нишки, украшавшие центр безордерного фасада. В XIXв. в Сыромятниках некоторые усадьбы стали загородными дачами, другие усадьбы использовались для промышленных целей. Значительные перемены принесла прокладка соединительной ветки Николаевской и Нижегородской железных дорог. Она рассекла Сыромятники, а за Рогожской заставой образовался район подъездных путей, железнодорожных мастерских. Потребность в ямской извозе исчезла, окраинные кварталы заполнило мелкое наемное жилье и торговля. Территория вдоль Золоторожской (Волочаевской) улицы заполнилась складами и незначительным жильем. В Сыромятниках железная дорога также стимулировала развитие промышленного и складского строительства. До 1917г. характер застройки почти не изменился. В 1920-х - 1930-х гг. свободные участки заняли многоквартирные жилые дома, в 1932г. для завода "Серп и молот" был выстроен Дворец культуры. Облик района существенно изменила реконструкция мостов и набережных Яузы в 1930-х - 1960-х гг. Начиная с 1960-х гг. на всей территории района сооружаются типовые жилые дома повышенной этажности. Ряд таких домов уничтожил целостность ансамбля Николоямской улицы. Огромной утратой для города стали уничтожение колокольни Андроникова монастыря и снос малоэтажного торгового ансамбля XVIII-XIXвв. напротив монастыря.


Спасо-Андроников монастырь [ 3010 -540 ]
543 Спасо-Андроников монастырь, Андроньевская пл.,д.10.

Монастырь основан около 1360г митрополитом Алексием и назван по имени его первого наставника ученика Сергия Радонежского Андроника на высоком берегу Яузы у ее слияния с ручьем Золотой Рожок. Первоначально представлял собой крепость, обнесенную рубленными деревянными стенами. Между 1420 и 1427гг. был возведен белокаменный Спасский собор. В росписи стен участвовал выдающийся русский художник Андрей Рублев, от его фресок сохранились отдельные фрагменты на откосах окон. Собор горел в 1812г., был сильно искажен перестройками XIXв. Его первоначальный облик воссоздан при реставрации при организации в монастыре музея русского искусства им.А.Рублева. Собор отличается сложностью композиции и необычной декоративностью. Фасады расчленены строгими лопатками. Средние высокие части увенчаны дугами закомар, боковые части ниже, с такими же шлемовидными закомарами. Выше расположен второй ярус закомар в виде рехлопастных килевидных арок, окружающих постамент арок в виде короны. Внутри собора сохранились четыре столба, несущие ступенчато поднимающиеся своды. В 1504г. возведена каменная трапезная на подклете, крытая высокой четырехскатной кровлей. Здание завершено поясом-карнизом, между тяг которого располагается лента терракотовых плиток с тонким растительным орнаментом. В 1694г. к трапезной с востока пристроена трехъярусная церковь Михаила Архангела в стиле "московского барокко", завершенная в 1730-х гг. Башни и стены, ныне частично восстановленные, относятся ко второй половине XVIIв. Верхи отдельных башен возведены в XVIIIв., декор их повторял детали трапезной церкви.

Фотографии, план, информация об отдельных сооружениях


Городская усадьба Птицына-Залогиной [ 2635 -745 ]
544 Городская усадьба Птицына-Залогиной, Николоямская ул., д.49.

Одноэтажный дом на высоком подклете, стоящий на линии улицы, построен в 1754г. купцом Федором Птицыным. Представляют собой характерный образец жилой застройки середины XVIIIв. Относится к четырехпалатному типу, внутренние стены крестообразно делят объем на четыре части. Первоначальная лестница в основной этаж уничтожена при постройке нового корпуса в 1837г. Здание хорошо сохранило наружную обработку эпохи развитого "московского барокко". Парные пилястры отмечают углы здания и места примыкания внутренних стен. Характерны окна с лучковыми завершениями и барочными наличниками, четко рисующиеся на голубом фоне стен. При реставрации 1967г. восстановлены характерные для эпохи шатровое покрытие и яркая, насыщенная окраска стен. Во владении сохранился трехэтажный корпус рубежа XVIII-XIXвв., стоящий торцом к улице, на его фасаде по переулку сохранился характерный для зрелого классицизма тонкий декор с псевдоготическими деталями.

Можно посмотреть фотографию


Городская усадьба конца XVIII - начала XIXв. [ 2685 -745 ]
545 Городская усадьба конца XVIII - начала XIXв., Николоямская ул., д.51.

В основе главного дома усадьбы, стоящего в глубине двора, находятся палаты с белокаменными стенами и полом, построенные не позднее конца XVIIв. В середине XVIIIв. с востока пристроена одностолпная палата. На фасаде здания от этого периода сохранились следы срубленных пилястр в стиле барокко. Здание завершено карнизом с белокаменной выносной частью. Окна второго, парадного этажа получили тогда барочное завершение. В начале XIXв. к восточному торцу здания пристроена еще одна часть, оформленная в духе ложной готики. Наконец, в 1878г. здание получило пристройку с запада, фасады были переработаны в эклектическом духе. Реставрационные работы, проводимые после детального исследования памятника и включавшие консервацию всех выявленных древних элементов, были завершены в 1979г.

Можно посмотреть фотографии


Церковь Алексия Митрополита [ 2680 -810 ]
546 Церковь Алексия Митрополита, Николоямская ул., д.60.

Выстроена в 1748-1751гг. с использованием стен более ранней церкви. Впоследствии почти не перестраивалась, переделана лишь южная паперть в 1834г. Несмотря на утрату в 1931г. завершений храма и верхних ярусов колокольни, памятник сохранил значение одного из наиболее ярких и ценных произведений "московского барокко". Построение здание традиционное трехчастное с церковью, трапезной и колокольней на одной продольной оси. Двухъярусный четверик церкви расчленен пилястрами, образующими узкие, вытянутые прясла. Стройность здания подчеркивали два яруса венчающих четвериков, несущих главку. Акцентирование вертикальной композиции обусловлено значительностью градостроительной роли церкви, поставленной на стрелке двух улиц. Все детали здания отличаются изяществом и пластичностью. Сохранился фрагмент кованой ограды того же времени.

Можно посмотреть фотографию


Палаты Матюшкиных [ 2250 160 ]
547 Палаты Матюшкиных, Земляной вал ул., д.39, во дворе.

Выстроены в 1680-х гг. в глубине усадьбы, принадлежавшей П.И.Матюшкину, двоюродному брату царя Алексея Михайловича. В 1764г. владение продано Н.П.Волконской. О древности двухэтажного здания со сводами в первом этаже говорит большемерный кирпич, маркированный "орлом", и асимметричное расположение окон фасадов дома. Сводчатые помещения имели хозяйственное назначение. Во второй половине XVIIIв. в верхнем этаже была устроена парадная анфилада. На заднем фасаде сохранилась обработка того времени: угловые лопатки, плоские пилястровые ризалиты, замковые камни над окнами нижнего этажа. В 1813-1817гг. к переделанному парадному фасаду был пристроен портик ионического ордера, увенчанный фронтоном. Здание получило вид классического особняка. Главный фасад частично изменен лепным декором второй половины XIXв. На боковых фасадах ныне реконструированы фрагменты классической обработки.


Верстовой столб [ 3775 -735 ]
Верстовой столб на Старой Владимирской дороге, Рогожской Заставы пл., сквер.

Небольшое каменное сооружение представляет собой дорожный знак XVIIIв., о чем свидетельствует вырезанная на нем надпись "От Москвы 2 версты" с датой "1783г". Знак стоит не на своем первоначальном месте, сюда перенесен в чисто декоративных целях. На первых верстах больших дорог, ведущих из Москвы, в конце XVIIIв. ставили каменные "пирамиды" - обелиски на высоких постаментах, собранные из отдельных блоков. Данный дорожный знак утратил со временем верхний блок - остроконечное завершение.

Можно посмотреть фотографию


Дача Строгановых [ 3310 -75 ]
548 Дача Строгановых, Волочаевская ул., д.38.

В южной части территории находится здание с остроугольным древним объемом, стоявшее здесь уже в 1751г., когда Строгановым были "даны" земли на Яузе. К началу XIXв. к первоначальному объему был пристроен с севера объем по линии нынешней Волочаевской улицы. Существующее главное здание выстроено первоначально, возможно, для оранжерей. К 1817г. представляло собой протяженный одноэтажный корпус с небольшим мезонином над центральной частью, поставленный у северной границы владения. До 1827г. оно приобрело в основном нынешний облик. Центральный объем стал двухэтажным и получил шестиколонный коринфский портик. Боковые входы были оформлены ионическими портиками малого ордера. В 1828г. усадьба была продана фабрикантам Алексеевым, устроившим в службах и вновь выстроенных зданиях текстильную фабрику.

Можно посмотреть фотографии


Городская усадьба начала XIXв. и пивоваренный завод [ 2730 160 ]
549 Городская усадьба начала XIXв. и пивоваренный завод, 4-й Сыромятнический пер., д.1.

Крупная усадьба сложилась на рубеже XVIII-XIXвв. В 1809г., когда она принадлежала купцу Н.И.Прокофьеву, уже существовала четкая классическая композиция ее центральной части: два П-образных в плане здания, главный дом и служебный корпус, замыкали парадный двор. Обширный участок охватывал ансамбль с севера и запада, сад с прудами спускался до самой Яузы. Крылья главного дома были тогда одноэтажными, одной высоты со службами, центральная часть, повышенная мезонином, уже имела коринфские пилястровые портики на обоих фасадах и легкие ризалиты в нижнем этаже садового фасада с горизонтальной рустовкой и окнами в арочных нишах. Тяжелые своды первого этажа центральной части, возможно, более ранние. Фасад крыла служебного корпуса частично сохранил самостоятельную симметричную композицию с широким ризалитом и укрупненными арочными окнами. В 1822г. при ревельском купце Ф.И.Даниельсоне службы и крылья были надстроены вторым этажом. На садовом фасаде появилась полукруглая терраса. В 1829г. в служебном корпусе был устроен пивоваренный завод, а по линии переулка рядом с ним выстроено массивное здание солодовни с воротами в нижнем этаже. До 1835г. главный дом приобрел существующий ныне облик. Нарядный ампирный декор сосредоточен на садовом фасаде. На фронтонах сохранился вензель Л.Ф.Даниельсона, окруженный пышным орнаментом. В середине XIXв. западная часть усадьбы была отрезана линией железной дороги. Здание солодовни оказалось на углу вновь проложенного переулка и получило неожиданно важное градостроительное значение. Пивоваренный завод, принадлежавший в 1870-1880-х гг. обществу "Московская Бавария", занял своими постройками весь север владения. В доме в 1909г. разместилось городское училище. Уничтоженная тогда терраса ныне восстановлена.

Можно посмотреть фотографию


Церковь Сергия Радонежского [ 2850 -760 ]
550 Церковь Сергия Радонежского в Рогожской слободе, Николо-Ямская ул., д.57.

Каменное здание церкви построено в 1721г. на высоком холме над Яузой. В 1796-1801гг. к нему пристроена трапезная с тосканскими портиками и скругленными углами. После 1812г. основную церковь, обгоревшую в московском пожаре, также заменили новой, и она приобрела ампирные черты. Существующее торжественное пятиглавие построено по проекту Ф.М.Шестакова после пожара 1834г. Существующая трехъярусная колокольня построена в 1864г. на месте более ранней небольшой шатровой колокольни. Наиболее старая часть здания - трапезная - характерный пример подобных сооружений эпохи зрелого классицизма. Мягко скругленные углы придают особую цельность ее невысокому объему. На продольных фасадах расположены пилястровые портики. Рядом с этим изящным сооружением особенно массивным выглядит лаконичный куб церкви, увенчанный пятиглавием, суховатый, но очень торжественный. Трехчастную композицию замыкает высокая колокольня в суховатых псевдоклассических формах. Церковь с колокольней является одним из важнейших в градостроительном отношении исторических вертикалей района.

Можно посмотреть фотографии


Гордская усадьба XVII-XIXвв [ 2730 -760 ]
551 Гордская усадьба XVII-XIXвв., Николямская ул., д.53.

Участок, до 1834г. включавший и нынешний д.55, во второй половине XVIIIв. приобрел купец С.П.Васильев, владелец соседней усадьбы. В 1780-1781гг. по линии улицы были выстроены существующий главный дом и корпус, ставший основой д.55. После 1783г. владение перешло к П.Я.Пищальникову, родственнику Васильева, двор был разделен пополам двухэтажный служебным корпусом. После пожара 1812г. к небольшому корпусу у западной границы был пристроен протяженный объем, замкнувший композицию двора усадьбы. В 1834г. владение разделилось, и нынешний дом 53 перешел к Н.Н.Рогожину, крупному шелковому фабриканту из старообрядцев. Здания были отделаны, западный флигель надстроен. Главный дом сохранил на заднем фасаде лаконичные членения зрелого классицизма. К тому же времени относится ризалит уличного фасада с широкими плоскими нишами в обоих этажах, в верхнюю вписан пилястровый портик. Лепная декорация фасада, прямоугольный руст, тяжелые верхние замки, характерные для позднего ампира, видимо, выполнены в 1830-х гг. Глухой задний фасад восточного флигеля обработан типичными для раннего классицизма нишами и филенками. На западном фасаде сохранились классические широкие арочные ниши первого этажа и фрагмент первоначального карниза на южном торце.

Можно посмотреть фотографию


Жилой дом начала XIXв. [ 2260 310 ]
552 Жилой дом начала XIXв., Земляной вал ул., д.35.

Построен вскоре после 1816г. на месте сгоревшего деревянного дома. На красную линию выходили торцами деревянные флигели, за домом по склону лежал сад. В архитектуре здания сильны черты зрелого классицизма 1800-х гг.: двойные, овальные в прямоугольниках, нишки над верхними окнами, тонкие белокаменные профили, пластичные ионические капители пилястр на центральном ризалите. Капители выступающего перед ризалитом четырехколонного портика не сохранились. Парные арочные проемы заднего фасада имеют ампирный характер. Около 1836г., когда владение принадлежало Боткиным, к левому торцу дома был пристроен небольшой объем, повторяющий основные архитектурные элементы дома. Активную роль в облике здания играли снесенные при реконструкции площади Курского вокзала уличные флигели, стоявшие на месте первоначальных деревянных. Правый, одноэтажный, построенный до 1812г., сохранял характерные членения начала XIXв., левый, двухэтажный, был выстроен в конце 1830-х гг. в суховатых позднеампирных формах. Флигели четко замыкали парадный двор, с масштабами которого был соотнесен объем дома, ныне теряющийся в пространстве площади.


Усадьба Усачевых-Найденовых [ 2140 -130 ]
553 Усадьба Усачевых-Найденовых, Земляной Вал ул., д.53.

Ансамбль усадьбы создан в 1829-1831гг. по проекту Д.И.Жилярди для купцов Усачевых. Предположительно, в 1830-х гг. проектирование и строительство продолжал А.Г.Григорьев. В середине XIXв. владение перешло к Хлудовым, а на рубеже XIX-XXвв. - к Найденовым. Крупный объем главного дома господствует над усадебным ансамблем. Его повышенная центральная часть выделена на главном фасаде восьмиколонным ионическим портиком, поднятым на аркаде первого этажа, первоначально открытой. Слева от дома находится парадный въезд во двор. На скромном дворовом фасаде выделяются декор парадного крыльца - парные чугунные фигуры львов и грифонов и металлическое кружево кованного навеса. Парадный двор производит величественное впечатление благодаря необычно мощным пропорциям окружающих его служебных построек. В устройстве парка мастерски использовано местоположение усадьбы. От богато декорированного портала на южном торце начинается широкий пологий пандус - сход в парк. Белокаменные борта пандуса уставлены чугунными вазами, а в конце его помещены два лежащих льва. Сохранились две круглые беседки, замыкающие поперечные аллеи и грот рядом с пандусом.

"Усадьба Усачевых-Найденовых - едва ли не лучшее произведение Д.Жилярди, созданное им в 1829-1831гг. Прекрасная архитектура здания, уникальный кованный зонт над главным входом, росписи стен и плафонов - все это превосходные образцы искусства зрелого классицизма. Служебным постройкам усадьбы, замыкающим хозяйственный двор с двух сторон и сильно искаженным перестройками, по проекту реставрации И.Рубен и Г.Солодкой в 1950-х годах в значительной мере был возвращен первоначальный архитектурный облик. Тогда же были восстановлены утраты в декоре главного дома. Живописный парк усадьбы, расположенный на высоком берегу Яузы, соединен с главным домом пандусом, украшенным декоративными вазами. От архитектурных сооружений малых форм сохранились только две колонные беседки и грот. Давно исчез Концертный павильон, стал жертвой пожара почти полностью отреставрированный Чайный домик." В настоящее время ансамбль занят врачебно-физкультурным диспансером.

Можно посмотреть фотографию


Жилой дом Солодовщиковой [ 2770 -775 ]
554 Жилой дом Солодовщиковой, Николоямская ул., д.55.

В основе дома - узкий двухэтажный жилой корпус, выстроенный в 1780-х гг. в большой усадьбе Пищальниковых (см. 551). После пожара 1812г. он был значительно перестроен и расширен. Он обгорел в 1834г., после чего усадьба разделилась, дом с полоской двора перешел А.Ф.Солодовшиковой и был заново отделан. В 1911г. по проекту В.М.Угличина невысокая каменная пристройка к восточному торцу была надстроена вторым этажом, а сзади к дому пристроили тамбур с лестницей. Простой ампирный фасад дома при недавнем ремонта утратил нарядную декорацию. Фронтон на высоком аттике, перекрывающем линию карниза - характерный для позднего ампира прием. Рядом с домом сохранились приземистые пилоны ворот с таким же, как на доме, сильным выносом венчающей плиты карниза.

Можно посмотреть фотографию


Городская усадьба С.В.Морозова [ 2479 -575 ]
555 Городская усадьба С.В.Морозова, Шелапутинский пер., д.1.

Построен в 1836-1841гг. во владении С.В.Морозова, известного промышленника, основателя династии хлопчатобумажных фабрикантов, возможно, с незначительным использованием палат XVIIIв. Отделка дома закончена после 1841г. Дом Морозова - крупный позднеампирный особняк с тяжелым колонным портиком на главном фасаде, поставлен в глубине двора на холме над Николоямским переулком. Некоторые детали фасада, например, обрамления арочных окон, говорят о наступлении эпохи эклектики. Парадный двор, обращенный к Николоямскому переулку, фланкируют флигели первой половины XIXв., сильно перестроенные впоследствии.

Можно посмотреть фотографию


Морозовская богадельня [ 2570 -640 ]
556 Морозовская богадельня, Шелапутинский пер., д.3, стр.2, 4.

Построена в 1889-1890гг. по проекту М.И.Никифорова на средства Д.А.Морозова, на бывшей территории фабрики, основанной его дедом, С.В.Морозовым. Владение было составлено в 1820-1840-х гг. из нескольких старых усадеб. Сохранился небольшой, сильно перестроенный ампирный ансамбль, включающий дом, 1820-х гг. и флигель 1835г. В глубине участка сохранился еще один корпус начала XIXв. На месте богадельни стоял главный дом усадьбы с классической композицией фасада. Здание богадельни поставлено с характерным для эпохи отступом от линии переулка. Крупный масштаб окон, прорезающих протяженный, слабо расчлененный главный фасад, придает ему значительность большого общественного здания. Однако, суховатая псевдоклассическая обработка фасада не отличается богатством внешнего оформления. Со стороны двора между ризалитами выступает объем старообрядческой молельни.

Hosted by uCoz